В преддверии Форума мы пообщались с Вереиной Натальей Константиновной - лидером направления «Гемостаз»!
В начале осени, 8–9 сентября, в Москве состоится яркое и запоминающееся событие – ФАКТ Форум–2022, который объединит всех заинтересованных специалистов по самым актуальным вопросам нарушений гемостаза и антитромботической терапии. Накануне этого долгожданного мероприятия мы пообщались с одним из членов команды ФАКТа, д.м.н, профессором кафедры Факультетской терапии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, главным внештатным специалистом по патологии гемостаза Челябинского городского округа Минздрава Челябинской области, руководителем городского отдела патологии гемостаза. г. Челябинск, Вереиной Натальей Константиновной. Она рассказала нам, как можно повысить качество образования студентов высших медицинских учебных заведений, поделилась уникальной информацией о том, какие темы будут обсуждаться на Форуме, и дала напутствие участникам мероприятия.
Вереина Наталья Константиновна
член команды ФАКТа, д.м.н, профессор кафедры Факультетской терапии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, главный внештатный специалист по патологии гемостаза Челябинского городского округа Минздрава Челябинской области, руководитель городского отдела патологии гемостаза. г. Челябинск
Как, на Ваш взгляд, улучшить образование медиков, что для этого важно предпринять?
Вереина Н. К.
Во-первых, нужен профессиональный отбор до поступления в медицинские образовательные учреждения. И это не только «продвинутое» психологическое тестирование, но и работа во время обучения в школе в медицинских организациях в качестве младшего медицинского персонала или волонтерская деятельность. В Челябинске долгие годы существует секция «Юный медик» во Дворце пионеров, где школьникам, выбравшим для поступления медицинский вуз, можно поработать под присмотром в различных отделениях больницы. До сих пор помню свою работу в травмпункте, где было очень интересно готовить перевязочный материал и ходить в белом халате с биксами. Параллельно мы занимались научной работой с преподавателями Южно-Уральского государственного медицинского института. Я очень благодарна им за огромный вклад в нас. Сейчас, после почти 30-ти лет преподавательской деятельности в вузе, я считаю педагогов настоящими «подвижниками», искренне любящими свое дело. Также увлекательными были кружки по интересам в областном лагере школьного научного общества «Курчатовец». Всегда улыбаюсь, когда вспоминаю наши творческие вечера, например, пародию на популярную в то время программу «Здоровье». Многие из кружковцев «Юного медика» стали потом моими сокурсниками и коллегами.

Во-вторых, во время обучения в медицинском вузе необходимо расширить практическую деятельность. Помимо летней практики, нужно добавить работу во время клинических циклов в течение года. Во время обучения на цикле формируется врачебная бригада, в состав которой входят заведующий отделением, врач отделения, клинический ординатор и студент старших курсов. За каждым обучающимся закрепляется палата. Далее образовательный процесс идет в лучших традициях отечественной школы. По одному из пациентов студент пишет историю болезни с полноценным клиническим разбором. Преподаватель строго проверяет правильность всех собранных данных, включая осмотр больного. Обязательно обсуждается каждый пункт плана обследования и лечебной тактики, а также проводится анализ особенностей случая. «Но ведь так и делается!», – скажете вы. Увы, это не так. Пандемия оказала большое влияние на условия обучения. Достаточно много пациентов отказывается от беседы и осмотра, курация проходит быстро и невнимательно. Но клинический разбор как основной обучающий метод можно провести чрезвычайно продуктивно. Необходимо использовать современные интерактивные формы обучения, применять метод мозгового штурма на этапе обсуждения предварительного диагноза. Эффективным будет проведение ролевых игр при составлении тактики ведения пациента, где каждый студент сможет побыть в роли лечащего врача, эксперта, клинического фармаколога, родственника больного и даже патологоанатома. Важно использовать все современные цифровые возможности и формы обучения. Необходимы активная включенность обучающихся на практических занятиях, участие в научных кружках, тематических олимпиадах, выступления с докладами на собраниях врачей. Человеку, занятому творчеством, как ребенку игрой, не захочется иметь длительные перерывы в течение занятия. Кроме того, он начинает ощущать ценность времени и необходимость его организации. А также во время активной работы на занятии можно выполнить большую часть домашнего задания на завтра.

В-третьих, нужно обязательно следовать принципу «начни с себя». Преподаватель на клинической кафедре в медицинском вузе должен вести активную врачебную работу: осматривать больных в отделении, проводить консультативный прием и выполнять прочие клинические задачи. Во время практики постоянно возникает потребность в обновлении знаний и повышении профессионального уровня, что держит специалиста на необходимом высоком уровне. Такой преподаватель умеет ясно излагать «переваренную» информацию и доносить ее до студентов при условии их надлежащей профессиональной зрелости.
Что Вы готовите к ФАКТу?
Вереина Н. К.
Я очень благодарна организаторам ФАКТ Форума за возможность проведения симпозиума «Искусство канатоходца» уже в четвертый раз, где мы обсуждаем пациентов с высоким риском тромбоза и кровотечения. Эпиграфом к первой встрече мы взяли слова писателя Терри Пратчетта из книги «Шляпа, полная неба»: «Никогда не спрашивай канатоходца, как он держит равновесие. Стоит ему остановиться, чтобы подумать об этом, как он упадет». И, тем не менее, уже после завершения «опасного похода» мы обращаемся к нашим соратникам, клиницистам различных специальностей, с просьбой представить проблему, когда риск как тромботических, так и геморрагических осложнений одинаково высокий (условно мы взяли планку в 5% и более). Все спикеры, как правило, используют в докладах клинические ситуации из собственного опыта. В этом году мы планируем обсудить практические вопросы антитромботической тактики при проведении РЧА пациентам с фибрилляцией предсердий и при протезировании клапанов сердца на фоне болезни Виллебранда, поговорим об управлении рисками при лечении ВТЭО у женщин с тяжелыми менструальными кровотечениями, узнаем об особенностях ведения беременных с редкой коагулопатией, болезни Александера, при «наслоении» COVID-инфекции. При кажущейся гетерогенности все эти темы объединяют острая необходимость удержания баланса и отсутствие четких клинических рекомендаций. Будем рады общению с заинтересованной аудиторией!
Скажите, пожалуйста, напутственные слова участникам ФАКТ Форума–2022.
Вереина Н. К.
Мы сегодня, безусловно, должны высоко ценить предоставленную возможность профессионального общения. Желаю всем нам использовать ее максимально плодотворно!

Участие в ФАКТ Форуме–2022 даст специалистам ценнейшие знания и навыки по ведению пациентов с нарушениями гемостаза и подарит яркие впечатления, а также заряд положительных эмоций. На нашем мероприятии будут созданы все необходимые условия для обмена опытом, обсуждения последних научных открытий и горячих новостей по патологиям свертывающей системы крови. Мы подготовили для вас незабываемую встречу, где каждый участник, несомненно, повысит свой профессиональный уровень. Ждем вас на ФАКТ Форуме–2022!